Мария Монтессори – итальянский педагог, она разработала свои принципы воспитания детей, её идеи известны во всём мире. Монтессори придавала большое значение воспитанию самостоятельного человека с чувством собственного достоинства, умеющему тонко чувствовать окружающий мир и находить своё место в этом мире.

Монтессори уделяла большое внимание сенсорному воспитанию детей. Известно, что ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. От уровня сенсорного воспитания зависит успешность умственного, физического, эстетического воспитания ребёнка.

Своей основной целью Мария Монтессори считала создание обстановки для естественного процесса саморазвития, формирование окружения, которое будет этому помогать. В специально подготовленной среде, как определила Монтессори, все предметы, с которыми действует ребёнок, доступны для него и стоят в определённом порядке, который поддерживается самими детьми. Такое расположение предметов способствует свободе выбора. Дидактические материалы в такой среде, только в единственном экземпляре, что помогает воспитывать у детей правила поведения в коллективе. Специально подготовленная среда должна быть максимально удобна для маленького ребёнка.

Подготовленная среда в Монтессори – группах включает в себя дидактические материалы, распределенные в различных зонах в зависимости от назначения, детей разных возрастов, подготовленного учителя, возможность свободного передвижения и самостоятельной работы. Все это создаёт благоприятное условие для саморазвития малыша. «В подготовленной среде ребенок найдет то, что организует его внутренний мир, что соответствует его внутреннему проявлению – творить свою человеческую личность». (М. Монтессори).

Монтессори – материалы в классе можно разделить на три основные группы: упражнения в практической жизни, с которых начинают трех и четырехлетние дети; сенсорные материалы, с которыми работают дети любого возраста в этой группе; развивающие материалы, которые отвечают интересам детей в счете, чтении, изучении окружающего мира (географии, биологии и т.п.).

Материалы располагаются на низких открытых полках так, чтобы их мог достать даже самый маленький ребенок.

Столы и стулья в Монтессори – группе легкие и подвижные, их можно переставить по-разному в зависимости от вида деятельности. Дети также могут работать на ковриках на полу, где они чувствуют себя очень комфортно.

Привлекательный материал, свобода выбора, самостоятельная деятельность дают нашим детям возможность мыслить независимо, делать открытия и получать прочные знания.

Занятия по методике Монтессори требует активного участия педагога: необходимо тщательно готовится к урокам, подготавливать необходимый материал, чётко и коротко рассказывать, как работать с данным пособием.

Самое главное в работе по методике Марии Монтессори — это умение слушать и слышать ребёнка, уважать его стремление к самостоятельности.